История нашего города начиналась именно здесь, с казачьих поселений - зимовников, организованных запорожцами. Первым из них строил зимовники здесь Прокоп Дьяченко, зимовники занимали обширную территорию, переселились сюда его родные и знакомые из Полтавской губернии. А в 1695 году - знаковым событием для этого региона явилась победа молодого государя Петра Первого над татарами. Название - Буерак (Байрак) - не случайно - уж больно овражиста тут местность.
Более того - казаки обнаружили здесь каменный уголь, с которого и берет начало шахта Калинина (с 1938 года), хотя крестьянские мелкие шахты появились здесь еще в 19 веке. А официально село Государев Байрак существует с 1754 года. Во второй половине XVIII века на территории нынешней Горловки возникли новые селения возле бывших зимовников запорожских казаков. Они составили основу будущего город. Пройдет ещё много лет - и свершится переворот в сознании масс и жизни страны, а затем - Гражданская война…
Своеобразно шло его заселение. Здесь сначала жили престарелые запорожцы, позже пришли волохи и молдаване. Они занимались хлебопашеством, выращивали и собирали неплохой урожай пшеницы. 8 мер зерна, собранного урожая, обеспечивало проживание семьи на целый год.
В 1753-1755 гг. на службу в русскую армию пришли сербские офицеры Иван Шевич и Райко Прерадович, подданные Австро-Венгрии, которых всячески притесняли австро-венгерские власти. Вместе с ними прибыли их соотечественники сербы, македонцы, хорваты, черногорцы, а также молдаване и волохи. Был сформирован Бахмутскй гусарский полк, с пребыванием его в городе Бахмуте. Царское правительство, желая заселить малолюдные южные степи и одновременно оградить границы государства от набегов турок и татар, отвело переселенцам земли между городом Бахмутом и рекой Луганкой до впадения её в Северский Донец. Императрица Елизавета Петровна в инструкции генералу Бибикову велела селить Шевича и Прерадовича с выходящими людьми именно на этих землях. И вот в районе села Государев Байрак поселилась 9-я рота Бахмуского гусарского полка Прерадовича. Село Государев Байрак получило еще название 9-я рота.
Согласно ведомости касательно обстоятельств основания сёл Зайцево и Государев Байрак по данным Екатеринославского земства (1884 г.)
«Село Государев - Байрак, по уверению крестьян, получило свое название от крутого и высокого холма, находящегося вблизи селения, с которого, будто-бы, Петр Великий следил за ходом одного из сражений с татарами. Во время существования Сечи, местность эта была запорожскою местностью, а с приходом Прерадовича, в 1754 году, впервые заселена была 9 ротою пришедших с ним иностранцев, отчего селение и поныне называется этим именем. Главным же образом оно населено молдаванами, явившимися сюда в 1772 году с берегов Днестра, а потом, в более позднее время, из разных селений Бахмутского уезда. Валахи составляют здесь господствующий класс, почему и сохранили в большей целости, чем валахи других селений, свой язык, нравы и обычаи; женщины-валашки или совсем не говорят по-русски или говорят плохо. Из рассказов стариков нам пришлось узнать, что во время перехода из Бессарабии, валахи перенесли много лишений от голода и болезней, так что многие семейства совсем вымерли, не дойдя до места. По приходе также много терпели от недостатка пропитания, пока заработком в окрестных поселениях не достигли возможности обзавестись собственным хозяйством. Земледелие тогда было весьма прибыльно: посев 8 мер зерна обеспечивал пропитание семьи на целый год. В то старое время, по рассказам, в Байракском лесу жили разбойники, наводившие ужас на окрестных жителей. Положат, бывало, поперек большой дороги дрюк (жердь) и никто из проезжих не смеет переехать его, до тех пор, пока не уплатит известной дани, после чего дрюк убирается уже самими разбойниками».
Из-за тяжелых климатических условий, частых набегов татар многие из военных поселенцев умерли или погибли. Особенно большое горе принес 1768 год. Крымские татары буквально опустошили Бахмутскую провинцию Азовской губернии, а вместе с тем и село Государев Байрак. Россия повела решительную борьбу против Крымского ханства и султанской Турции.
Позже в Государевом Байраке стали поселяться беглые крестьяне с правобережной Украины и центральных губерний России. Поначалу трудно жилось переселенцам. В Байракском лесу жили и орудовали разбойники. Бывало, поставят среди дороги большой дрючок, то есть бревно и не дают возможности ехать купцам и другим жителям села торговать. Разбойники требовали с прохожих выкуп, дань. И пока они не уплатят, не убирали с дороги дрючок. Поэтому жители называли лес Разбойничьим и с опаской шли туда.
В 1780 г. в слободе Государев Байрак насчитывалось 305 мужчин и 335 женщин. В 1792 г. здесь была построена Свято-Вознесенская церковь. А вскоре слобода была преобразована в волостное село. По данным 1912 года в селе насчитывалось около 9000 душ населения, 3 школы, 85 торговых заведений с общим оборотом 50000 рублей, паровая водяная мельница.
И был открыт железный путь
Курско-Харьковско-Азовская железная дорога сыграла важную роль в промышленном освоении Донецкого края, разработке полезных ископаемых Донецкого кряжа и превращении Донбасса в промышленную житницу Российской империи. Впоследствии, железная дорога отошла под управление казенной Екатерининской железной дороги.
История железных дорог Донбасса начинается с марта 1865 г., когда к правительству Российской империи с ходатайством о строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги (от Орла до Ростова) обратились граф Баранов, князь Кочубей и генерал-майор Марченко. Кроме стратегической цели – выхода к морю – преследовались задачи стимулирования развития горнодобывающей промышленности в Донбассе. Комитет железных дорог выдал концессию графу Баранову, но в связи с постоянными переносами сроков начала строительства к 1867 г. концессия утратила силу. В марте 1868 г. концессия на строительство магистрали была выдана С.С.Полякову.
Прокладка дороги оказалась непростым делом потому, что железнодорожную ветку приходилось тянуть через земли, представлявшие собственность помещиков и местных жителей. Землевладельцы или настаивали, чтобы чугунка проходила, как раз по их угодьям, видя в этом, по всей видимости, коммерческий интерес для сбыта своей сельскохозяйственной продукции, или сопротивлялись, а уступку готовы были сделать лишь в том случае, если разделительные пункты - станции, полустанки, разъезды - назовут именами их ближайших родственников. Первоочередность выбора постройки железной дороги по Донецкому кряжу и в том направлении, какое у неё сейчас, предопределили геологические поиски Ефграфа Петровича Ковалевского и геологическими поисковыми и разведывательными группами и партиями, которые он опекал.
Горный инженер Ефграф Петрович Ковалевский (1806-1869гг.) - составил первую геологическую карту Донецкого кряжа на основе собственных наблюдений и открытий, которые он делал в 1823 и 1827 годах. Именно Ефграф Петрович впервые дал название нашему краю - Донецкий край.
«Заключенный в сих пределах кряж, который по имени Донца, представляющего самую занимательную оного сторону, можно назвать Донецким»,- писал он в одном из журналов того времени.
В 1878 году была построена железнодорожная линия Дебальцево-Никитовка. В декабре того же года по ней пошли поезда. Железная дорога прошла вблизи села Государев Байрак, поэтому и станцию назвали Государев Байрак. В 1898 году управление Екатерининской железной дороги построило, вешу Горловка - Государев Байрак, длиною в 7 верст 115 саженей. Отныне Горловка получила прямой выход к станции Дебальцево. На расстоянии 4,5 версты от станции Государев Байрак находится пост Байракский, названный по имени села. Именно отсюда начинается обходная железнодорожная вежа. В справочнике «По Екатерининской железной дороге» указывается, что «станция Государев Байрак Бахмутского уезда, важный погрузочный пункт, ежегодно перерабатывающий около 14 миллионов пудов горнозаводских грузов, из коих 12,5 миллиона пудов нагружает, главным отправителем является Государево - Байракское Товарищество отправляющее ежегодно около 12 миллионов пудов каменного угля и кокса». Таким образом, станция Государев Байрак довольно значительная, играла важную роль в экономике Донбасса. Сейчас и станция переименована в Байрак.
Эта станция и сейчас играет важную роль в экономической жизни Горловки, обслуживает многих пассажиров и переправляя грузы.