Великий сын земли русской. Он имя городу дал. Все мы знаем о богатых углём землях Донбасса и его мощном промышленном потенциале. Между тем закладываться он стал ещё в эпоху Российской империи, и во многом этому поспособствовал инженер-геолог Пётр Николаевич Горлов.

Истоки

Именно таким человеком, сумевшим наладить цепочки производственных связей по линии «сырье - железные дороги - заводы», был основатель города Горловки Петр Николаевич Горлов. Впоследствии отработанная в Донбассе схема была реализована Петром Горловым во многих странах и регионах - в Грузии, Средней Азии, на Дальнем Востоке России, в Китае (Маньчжурии). Но началось именно с Донбасса.

Ещё в середине 19 столетия местные крестьяне обнаружили тут каменный уголь и стали сооружать самодельные шахты. Через некоторое время весть об этом дошла до центральной России, и руководство Южной железной дороги быстро сообразило - богатые залежи могут принести солидный доход. При освоении Донбасса в 1860 - 1870‑х годах все предприниматели и акционерные общества охотно использовали труд российских инженеров. Особенно ценились сочетавшие технические знания и общую культуру с организационным талантом и предпринимательской хваткой. На исследование местности и обустройство шахт как раз и отправили молодого, но уже опытного геолога Горлова. По его рекомендации промышленники выкупили у местных 2 шахты, с которых здесь и начались основные работы. В первую очередь Пётр Николаевич их значительно модернизировал: оборудовал систему конной тяги и углубил стволы. Качество добытого угля оказалось довольно высоким, а по себестоимости работ дешёвым. Со временем вокруг этих шахт образовалось несколько посёлков, чуть позднее вся эта агломерация объединилась в один город, который нарекли Горловкой в честь его фактического основателя Петра Горлова.

Петр Николаевич Горлов
Петр Николаевич Горлов

Родина Петра Горлова - Сибирь, Забайкалье, г. Иркутск. Именно здесь служил отец Николай Петрович, действительный статский советник, председатель Иркутского губернского правления. Он дружил с великим государственным деятелем Михаилом Сперанским, автором министерской реформы при Александре I (1803). Не был лишен и литературно-исторических дарований - им были написаны труды по истории современной на тот момент Японии и периода правления Чингисхана. В 1827-1828 годах Горлов - старший принял деятельное участие в судьбе сосланных в Сибирь декабристов. Вместо Нерчинских рудников он определил их для работы на заводах. Это решение резко изменило жизнь семьи Горловых: в 1828 году отца вынудили подать в отставку, и ему пришлось навсегда покинуть Сибирь. Обосновавшись под Москвой, в селе Измайлово, он занялся производством пряжи.

Петр Горлов родился 11 мая 1839 года. Получил образование в Москве, в 1‑й Московской гимназии, затем поступил в одно из самых престижных технических учебных заведений России - Петербургский корпус горных инженеров, который блестяще окончил в 1859 году. Имя Петра Горлова в числе лучших выпускников было занесено на золотую Доску почета. Впереди Горлова ждал Донбасс.

Новые горизонты

В 1864 году он начал работу в восточной части края - в районе нынешнего г. Шахты Ростовской области, где наряду с чисто технической работой - устройством водоотлива на Грушевском руднике - проводил исследования недр. Его данные были использованы при составлении пластовых карт угольных месторождений. В район будущей Горловки Петра Николаевича привели следующие обстоятельства. В 1860­х годах в связи с резким обострением международной обстановки - противостоянием с Великобританией - правительство России решило обезопасить осваиваемый юг и построить три стратегические железные дороги - Харьково-Николаевскую, Лозово-Севастопольскую и Курско-Харьково-Азовскую. Говоря современным языком, тендер на строительство последней выиграл банкир и железнодорожный магнат Самуил Поляков. Петр Горлов, уже зарекомендовавший себя как талантливый инженер, был приглашен Поляковым для постройки Курско-Харьково-Азовской дороги. Исследуя трассу, Горлов в районе с. Зайцево, слободы Железной и с. Никитовки нашел исключительно благоприятное сочетание каменного угля, железной руды и рабочей силы из существовавших уже более 100 лет крупных поселений. Уголь здесь добывался с конца ХVIII - начала ХIХ века в крестьянских шахтах, каждая давала его от 100 до 300 т за сезон. С 1820 года добыча всех шахт района составила уже 250 тыс. пудов. 23 декабря 1869 года досрочно было закончено строительство, открыто движение по линии Харьков - Славянск - Таганрог; в августе - сентябре 1871 года заложена основа будущей Горловки - Корсунская копь (шахта «Кочегарка» на речке Корсуни), в 1877 году - шахта «Чегари». Годом рождения Горловки считается 1872 год, хотя и поселок, и железнодорожная станция долгое время назывались Корсунь. По совету и при активной помощи Петра Горлова в апреле 1872 года было учреждено Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности. Его экономическую основу составил Корсунский рудник, уголь которого по своим характеристикам оказался одним из самых ценных в Донбассе. Образцы угля из этого рудника были выставлены на промышленной выставке в Вене. В 1878 году в поселке усилиями Горлова и Полякова появилось первое в Донбассе учебное заведение по подготовке кадров для угольной промышленности - Штейгерское училище (ныне Горловский техникум Донецкого национального университета). Горлов разработал устав, лично подбирал преподавательский состав, участвовал в наборе студентов, подарил училищу около 200 книг. Немало сделал Петр Николаевич для развития Донецкого угольного бассейна как один из учредителей и деятелей Съезда горнопромышленников Юга России и как член Императорского Русского технического общества. По его инициативе в 1895 году бельгийцы построили в Горловке машиностроительный завод. В 1883 году Горлов покинул Донбасс, спустя год вышел на пенсию, жил и работал в Харькове, где построил ряд зданий и участвовал в работе городской думы. По его проекту в Харькове строятся здания городской биржи, городского правления, водопровод и конно-железная дорога. Его плодотворная деятельность на государственной службе заканчивается в 1885 г. выходом на пенсию, но П. Н. Горлов еще на протяжении 30 лет продолжает плодотворно трудиться. Следующей вехой в его деловой биографии стала Грузия, где им было открыто Ткибульское угольное месторождение, в дальнейшем заложившее прочную базу для развития металлургии Грузии. Изыскания Горлова на российском Дальнем Востоке открыли Спасское месторождение, положившее начало добыче угля в Приморье. Работа Петра Николаевича на железных дорогах Средней Азии обогатила его ценным опытом очистки воды - фильтрации ее сквозь речные пески, что впоследствии было предложено для очистки вод Невы для улучшения снабжения водой Санкт-Петербурга. Последним местом, где Петр Николаевич применил свой «донбасский опыт», была китайская провинция Маньчжурия, где в 1904-1905 годах Горловым велись изыскания по трассе строительства Китайско-Восточной железной дороги.

Остаток жизни Петр Николаевич посвятил обобщению полученного опыта. Он начал писать труд по истории каменноугольной промышленности Донбасса (к сожалению, закончена только первая часть), где им была приведена легенда о пребывании Петра I на реке Кальмиус и его слова о будущей силе каменного угля. Умер Горлов в Петрограде 20 ноября 1915 года и был похоронен на Выборгском кладбище Красного Села.

Справедливости ради, стоит заметить, что инженер занимался не только исследованием месторождений и промышленным производством. Немало сил он приложил к открытию больниц, библиотек, школ, разбивал сады и парки. По его протекции также возвели первое на Донбассе техническое учебное учреждение - Горное училище, которое впоследствии готовило высококвалифицированных специалистов.

В 1999 году Петру Николаевичу Горлову установлен памятник
Памятник установленный Петру Николаевичу Горлову

К 160-летию со дня рождения в 1999 году благодарными потомками Петру Николаевичу Горлову установлен памятник.

Добавить комментарий