После строительства первых железных дорог в Российской империи, очевидной стала необходимость дальнейшего расширения железнодорожной сети на юг. По результатам Крымской войны 1853 - 1856 стало понятно, что строить новую дорогу необходимо от Курска на Харьков и далее в Крым. Кроме того, предполагалось строительство ответвления в Донбасс и далее к побережью Азовского моря. Кроме военных целей, преследовались цели экономические: вывоз зерна и полезных ископаемых, а также стимулирование зарождавшейся промышленности, которой необходимы были надежные пути доставки сырья и вывоза готовой продукции.
После долгих колебаний, решено было в первую очередь строить магистраль Курск - Харьков - Таганрог, с последующим продлением лини до Ростова. 1 марта 1868 года, концессия на строительство дороги была выдана Самуилу Соломоновичу Полякову, который немедленно приступил к реализации проекта. Дорогу строили однопутной, но земляное полотно и искусственные сооружения возводились с запасом под второй путь, который планировали вскоре уложить.
В пределах современной Донецкой железной дороги, трасса строящейся Курско-Харьково-Азовской дороги пролегала от Лозовой к Славянску, а далее через Краматорск, Дружковку, Константиновку, Горловку, Харцызск и Иловайск уходила к Таганрогу.
Строительство дороги началось 5 мая 1869 года и велось сразу по всем участкам. Строительство велось невиданными темпами и уже через двадцать месяцев дорога была достроена и введена в постоянную эксплуатацию! Общая протяженность магистрали составила 763 версты, на дороге действовали 24 станции и разъезда. В пределах нынешней Донецкой дороги появились станции: Славянск, Краматорская, Никитовка, и другие. Торжественное открытие участка от Харькова до Таганрога состоялось 5 января 1870 года. Именно от этой даты принято вести отсчет истории Донецкой железной дороги.
23 декабря 1869 года по Курско - Харьковско - Азовской железной дороге пошел первый поезд от Харькова на Славянск и дальше, на Ростов. В этот же день под вечер паровоз с несколькими вагонами дал пронзительный гудок и сделал остановку на маленькой станции вблизи села Зайцево (Никитовка) Бахмутского уезда. Сотни мужчин и женщин, одетых в кожухи, теплые полушубки, тулупы, в валенках радостно встречали поезд. Приехавший на санях священник из Зайцева, совершил торжественный молебен. Станцию назвали Никитовской, а за селом осталось название Зайцево. Ведь не могли существовать одновременно село и станция с одинаковыми названиями. Могла возникнуть путаница в документах.
Следующей дорогой, появившейся в донецких степях, стала Константиновская железная дорога. С предложением, о строительстве железнодорожной ветки от Курско-Харьково-Азовской дороги к своему металлургическому заводу и угольным шахтам, выступил председатель Правления "Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства" Джон Юз. В апреле 1869 года Комитет Министров принял это предложение и в 1870 году был утвержден устав общества, в котором имелось обязательство построить дорогу к заводу Юза (нынешний Донецк) к 1872 году, а в 1876 году продлить ветку до Мариуполя. Движение между станциями Константиновка и Юзовка было открыто в срок, в 1872 году, а вот с достройкой мариупольского участка спешить не стали. Как бы там ни было, но эта дорога стала первым ответвлением от транзитной линии Курско-Харьково-Азовской дороги в Донбассе и дала определенный толчок развитию промышленности в регионе. Но понятно было, что сеть железнодорожных путей в развивающемся промышленном районе необходимо срочно развивать. В 1873-1875 годах Министерство путей сообщения разработало обширный план строительства новых путей в Донбассе. Теперь, оставалось выбрать, кому доверить столь важное мероприятие. Попытки С. С. Полякова заполучить концессию на строительство провалились, так как его репутация была существенно подпорчена низким качеством работ по строительству дороги от Курска до Таганрога. В итоге, победил промышленник - Савва Иванович Мамонтов, даже несмотря на то, что он запросил самую высокую поверстную стоимость будущей дороги. Опять-же сыграла безупречная репутация Саввы Ивановича в деловых кругах.
На станции Никитовка занималась перевозкой пассажиров и погрузкой угля. Ведь в 1870 - 1871 годах, как вспоминает инженер Е. Н. Такскин, местным углем отапливали только южный участок железной дороги от Ростова-на-Дону до Славянска, а на всем северном участке от Харькова до Курска употреблялись только дрова. В 1876 году было зарегистрировано акционерное общество «Донецкая железная дорога» и началось строительство, сразу по нескольким направлениям. В декабре 1878 года началось движение по Донецкой - каменноугольной железной дороге, общая протяженность которой составила 389 верст. Были запущены в эксплуатацию участи: Никитовка - Дебальцево - Должанская - Зверево, Дебальцево - Попасная - Краматорская, Ступки - Бахмут и Дебальцево - Луганск. Станциями примыкания к Курско-Харьково-Азовской железной дороге стали Никитовка и Краматорская.
Следующей дорогой появившейся в Донбассе была Екатерининская железная дорога. Строительство этой магистрали началось в 1881 году, а 18 мая 1884 года было началось движение поездов по всему участку Ясиноватая - Екатеринослав (Днепропетровск) - Пятихатки - Долгинцево (Кривой Рог)- Долинская. Изначально, дорога строилась для перевозки хлебных грузов, но очень скоро, не менее важными составляющими грузооборота этой магистрали станут криворожская руда и донецкий уголь. Стоит также отметить, что дорога строилась за казенный счет и полностью принадлежала государству. Строительства многих других дорог на тот период времни возводился в частном порядке. В 1879 году закончено строительство участков: Ясиноватая - Криничная - Хацапетовка и Попасная - Лисичанск.
Железнодорожная станция Никитовка была очень маленькой. На ней насчитывалось, согласно переписи населения Российской империи за 1897 год, жителей: мужчин - 336, женщин - 241, всего 577 человек. Однако к 1910 году она стала крупной узловой станцией. Семенов - Тян-Шанский в своей книге «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» пишет: «Узловая станция Никитовка с грузооборотом свыше 4 млн. пудов».
В 1893 году, была попытка соединить Донецкую и Екатерининскую дороги, но управлять таким огромным механизмом оказалось очень сложно и в итоге, 1 января 1894 года Донецкую дорогу разделили между Екатерининской и Курско-Харьково-Азовской. Последней достались участки: Константиновка - Ясиноватая, Краматорская - Варварополье, Ступки - Бахмут и Попасная - Лисичанск. Но после нескольких передач от одной дороги к другой, все эти участки, за исключением ветки Константиновка - Ясиноватая, были переданы в управление Екатерининской железной дороги.
В 1898-1899 годах акционерное общество юго-восточных железных дорог провело железнодорожную ветку от станции Попасная до Никитовки. Возникла новая станция Никитовка II. По ней пошли большие потоки различных грузов в разные концы страны. Ни днем, ни ночью не замолкала трудовая жизнь этой станции. О ней говорили: «Станция трудится в поте лица, станция - трудяга!». Поэтому станцию Никитовка II переименовали в станцию Трудовая. На линии Попасная-Никитовка возникла станция Доломит: свое название она получила от находящегося вблизи Никитовского доломитного комбината. Эта станция обслуживала жителей поселка Новолуганское Артемовского района.
В 1908 году был утвержден устав Северо-Донецкой железной дороги и началось строительство участков Харьков - Изюм - Донбасс и Харьков - Льгов. В 1913 году поезда пошли по всему участку от Харькова до Никитовки. В этом же году году акционерное общество завершило строительство Северно-Донецкой железной дороги от Львова до Никитовки через Харьков, Шухтаново (ныне Красный Лиман), Бахмут (ныне Артемовск). Эта дорога сократила путь от Харькова до Никитовки на 47 километров. После этого станция превратилась в стыковой пункт между казённой железной дорогой и акционерной веткой, находившейся в районе, обслуживающей единственный в России ртутный завод товарищества Ауэрбах и Ко, доломитный завод Глебова, ряд каменноугольных шахт. На тот период железнодорожный узел состоял из парков: Сортировочного, именующегося Азовским, и двух приемно-отправочных - Ноблевского и Донецкого.
В начале ХХI века грузооборот станции Никитовка является крупнейшей в стране. Станция обеспечивала и перевозку многочисленных пассажиров Горловки. Являлась связующим звеном между соседними городами.